История строительства Волго-Дона
В 2012 году отмечается 60-летие со дня открытия Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Своим рождением город Волгодонск обязан этой послевоенной грандиозной «стройке коммунизма».
Представляем вашему вниманию фрагменты материалов об истории строительства Волго-Донского канала: публикации волгодонских краеведческих исследователей Анатолия Чалых и Людмилы Чулковой; интервью и воспоминания ветерана сооружения Волго-Дона Георгия Шпаченко и первостроителей г. Волгодонска; лирические строки волгодонских поэтесс Валентины Якуниной и Анны Ковалевой.
Фрагмент книги «Волгодонск. Люди. Факты. События»;
Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России».
Осуществленная мечта. Немного истории;
От Волги до Дона шумят ковыли…
Слава и жертвы Волго-Донского канала. Тайны Волго-Дона;
Из отряда первостроителей: [о П. Зубкове];
25 сгорели заживо, 30 – спаслись. Старожил о «белых пятнах» в истории города Волгодонска;
Окончание строительства Волго-Дона
Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России».
…О, как величава такая картина,
Она – украшенье текущих веков:
Два бронзовых всадника с саблями взмыли
В могучем порыве донских скакунов
Размашистый шлюз и канал судоходный
Подняли родимый для них пъедестал,
Чтоб памятью вечной и славой народной
Мечами победы он в небе блистал.
Валентина Якунина.
Фрагмент книги «Волгодонск. Люди. Факты. События»
Своим рождением Волгодонск обязан первой грандиозной послевоенной стройке Волго-Донского судоходного канала, идея которой вынашивалась еще Петром I. В 1948 году Совет Министров СССР утвердил генеральную схему Волго-Донского судоходного канала, разработанную институтом «Гидропроект».
В состав комплекса сооружений, разработанного под руководством академика Сергея Яковлевича Жука, вошли: Волго-Донской судоходный канал, Цимлянский гидроузел, система оросительных каналов. Авторами проекта судоходного канала явилась группа инженеров во главе с Андреем Васильевичем Михайловым.
Кратчайшее расстояние между Волгой и Доном равно 58 километрам. Но на этом месте водораздел имеет максимальную высоту - 130-150 метров над уровнем Волги, и потребовался бы колоссальный объем земляных работ или сооружение большого количества шлюзов. Было избрано другое направление для трассы канала, и не по прямой, а по несколько изогнутой линии. Хотя общая длина канала при этом увеличивается до 101 километра, зато намного облегчается его строительство, так как здесь уровень водораздела понижается до 88 метров. При воплощении данного проекта стало возможным избежать дорогостоящих взрывных работ по удалению каменистой гряды на трассе будущего канала. Кроме того, канал на протяжении 45 километров должен пройти по водохранилищам - Варваровскому, Береславскому, Карповскому, и на искусственное русло приходилось, таким образом, всего 56 километров. Как ни близко подходят друг к другу Волга и Дон, соединить их самотечным каналом невозможно, так как они лежат на разных уровнях: Волга значительно ниже Дона. Трасса канала спроектирована в виде сложной лестницы из ступеней-шлюзов, по которым суда должны подниматься и опускаться. Для питания канала, на шлюзование и испарение требуется огромное количество воды. Решено подавать ее из Дона. Проблема маловодья Дона разрешалась сооружением громадной плотины, которая, перегородив русло реки, поднимет ее уровень и образует водохранилище. Перекачивать воду в канал, на вершину водораздела, должны мощные водонасосные станции. Необычайная по сложности задача стояла перед автором проекта Цимлянского гидроузла Виктором Павловичем Лихачевым. В практике мирового гидростроительства установился закон, согласно которому бетонные плотины можно ставить только на скальном основании. Донской грунт в районе станицы Цимлянской - это мелкозернистый песок. Лихачев доказал, что мощные железобетонные сооружения можно строить и на мягком грунте. Были разработаны новые методы защиты от грунтовых вод, новые скоростные способы строительства земляных плотин.
Источник: С добрым утром, Волгодонск! Пятидесятые годы. [Текст] //
Волгодонск. Люди. Факты. События / Л. Чулкова, А. Тихонов. – Волгодонск, 2005. – С. 3-5.
Полный текст…(ссылка) http://волгодонск-ковчег.рф/volgodonsk_book.php
Волго-Дон удивительный строя,
Быль с мечтой навсегда повенчав,
Рос наш город у славного моря,
Как России надежный причал…
Валентина Якунина
Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России»
…Своеобразным символом Волго-Дона стали впервые примененные именно на этой стройке невиданные доселе гигантские землеройные агрегаты - шагающие экскаваторы ЭШ-14/65. Их выпустили на знаменитом свердловском заводе - Уралмаше, под руководством начальника специального КБ этого завода, лауреата Сталинской премии Б.И. Сатовского. В популярнейшем тогда журнале «Огонек» была опубликована фотография, на которой в ковше этого экскаватора-гиганта свободно разместился автомо- биль «Победа». А другой фоторепортер усадил в ковш целый пионерский отряд...
Вот лишь несколько технических характеристик шагающего экскаватора. Длина стрелы - 65 метров, глубина разработки грунта - до 45 метров, емкость ковша - 14 кубометров. Общая мощность 48 электромо- торов этой машины - семь тысяч киловатт.
Перемещался экскаватор с помощью опорных гидравлических «лап». Внутри машины имелась собственная телефонная связь между обслуживавшими ее 17 рабочими. В смену экскаватор перемещал до пяти тысяч кубометров грунта.
Он заменял, таким образом, труд десяти тысяч землекопов. Интересно, что вездесущие журналисты подсчитали тогда: при царе Петре I, когда была предпринята попытка строительства Волго-Донского канала между Иловлей и Камышинкой, за три года было перемещено 650 тысяч кубометров земли, и работу эту - как известно, не доведенную до конца – выполняли 35 тысяч землекопов. Один только шагающий экскаватор сделал бы этот объем работ за два месяца.
Экипаж первого в стране шагающего экскаватора возглавил молодой инженер Анатолий Усков. За время работы на Волго-Доне экипаж экскаватора вырыл около трех миллионов кубометров земли. Цифра, почти равная всему объему земляных работ на строительстве Днепрогэса (там было перемещено 3,4 миллиона кубометров). Со стройки Волго-Дона Усков уехал с Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.
Всего же объем земляных работ на строительстве Волго-Дона превысил 174 миллиона кубометров.
Источник: Вековая мечта становится явью [Текст] // Дон-река жизни.
Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России /
Н. Н. Редьков, Г. Л. Беленький, А. В. Огарев. – Ростов-н/Д, 2005. – С. 238-273.
Осуществленная мечта. Немного истории
Идея соединения Волги с Доном уходит вглубь истории. Еще в 1697 году Петр I сделал попытку соединить Иловль - приток Дона с Камышинкой - притоком Волги. В 1699 - 1709 гг. была предпринята еще одна попытка прорыть канал, но уже по другой трассе. По этому каналу было пропущено лишь 300 мелких судов. То, что было не под силу осуществить в царской России, было сделано в стране Советов. Уже в 1918 году по инициативе В. И. Ленина соединение Волги с Доном было признано важной государственной задачей. Гражданская война, иностранная военная интервенция и возникшая вслед за этим необходимость восстановления народного хозяйства заставили отложить решение этой проблемы.
В дальнейшем изыскательские и проектные работы проводились в годы первых пятилеток, но были прерваны Великой Отечественной войной.
Строительство канала началось в 1949 году. В декабре 1950 года Совет Министров СССР постановил сократить первоначально намечавшийся срок скончания строительства на два года. Строители успешно справились с этой трудной задачей.
31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут воды Волги и Дона слились воедино. А 1 июня, в установленный правительством срок, в шлюз Волго-Донского канала вошли первые суда. 27 июля 1952 года канал был открыт для эксплуатации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено имя В. И. Ленина.
…Одно из основных сооружений канала - Цимлянский гидроузел. В составе гидроузла 23 шлюза и другие гидротехнические сооружения: гидроэлектростанция, речной порт, шлюзы. Здесь встречаются суда пяти морей.
Огромный поток массовых грузов - угля, металла, хлеба - из районов Донбасса и Северного Кавказа идет водным путем непосредственно в промышленные районы Поволжья, Урала и центра России. В обратном направлении с верховьев Волги и Камы доставляются лес, химические удобрения, машины, оборудование.
Речная сеть Западного и Волго-Камского бассейнов соединилась через Азовское и Черное моря с водными путями Украины, а через Дунай - с международными речными путями. Канал связал Белое, Балтийское, Каспийское моря с Азовским и Черным в единую воднотранспортную систему.
Источник: Сидорков, И. Осуществленная мечта. Немного истории [Текст]/
И. Сидорков // Ленинец. – 1971. - 27 июля.
С широким развитием парового судоходства в России постепенно создавались, технические предпосылки для нового этапа реализации идей Волго-Донского соединения, так как становилось ясно, что Волжско-Донская железная дорога (знаменитая Петровская «переволока»), снявшая на какое-то время остроту проблемы, в полном объеме заменить канал не может.
Следует отметить, что проектов и проектных предложений по строительству Волго-Донского канала только в течение XIX века и в первом десятилетии XX века насчитывалось около трех десятков. Их можно подразделить на три основные группы. Первая предусматривала соединение Волги и Дона по водоразделу между Доном и притоком Волги - Окой, а также между верхними притоками Дона и притоками Оки.
Вторая группа проектов предполагала соединение Дона и Волги в месте наибольшего сближения этих рек. Поскольку «петровский» вариант соединения каналом рек Иловля и Камышинка был ранее отвергнут, некоторые разработчики предлагали иное решение - проложить канал между притоком Дона рекой Медведицей и непосредственно Волгой южнее Саратова. Наиболее реальным в этой группе проектов оставалось Волго-Донское соединение в районе прежней переволоки (там, где проходила конно-железная дорога Дубовка - Качалинская) либо в районе между Царицыном и Калачом, то есть примерно по линии, проложенной в 1862 году железной дороги.
Проект обеспечивал наиболее короткий водный путь из Азовского моря и Дона как на Нижнюю, так и на Среднюю порты Балтийского моря, Россия испытала большие трудности: для доставки угля из Донбасса приходилось на подводах доставлять его сначала к Дону у станицы Мелиховской, затем поднимать небольшими судами до Качалинской, а далее снова на волах везти к Волге. Построенная позже Волжско-Донская железная дорога («переволока») проблему эту в полной мере не решила, а надежной системы железных дорог, соединявшей угольные районы Донбасса с центром страны, тогда еще не существовало, да и затраты на доставку угля по железной дороге были весьма существенными. Уголь по Дону, Волге и Каме мог бы, кстати, получать и интенсивно развивавшийся тогда индустриальный Урал. Помимо угля, поэтому же направлению велик был - и, что очень существенно, в обратном направлении - поток экспортных хлебных грузов, а также крепежного и строительного леса для Юга страны и Донбасса. Наконец, наличие канала между Доном и Волгой позволяло перегонять небольшие военные суда из Черного моря в Балтийское и наоборот. Вот почему Россия была весьма заинтересована в скорейшем решении проблемы Волго-Донского пути. Однако и другие страны проявляли интерес к этой проблеме, так как именно в 80-е годы резко увеличился экспорт Россией зерна в Западную Европу, прежде всего в Англию, Италию и Францию. Серьезным поставщиком зерна было Поволжье, и для доставки его в порты Ростова и Таганрога - для дальнейшей отправки морскими судами в Марсель, Гавр, Ливорно, Ливерпуль наиболее удобным и дешевым мог стать именно Волго-Донской водный путь. Вот почему стали возникать концессионные предложения иностранных компаний, как правило, совместно с российскими предпринимателями и промышленниками - о строительстве Волго-Донского канала и шлюзования Нижнего Дона.
Первым таким проектом стало предложение «Франко-русского частного общества изысканий составления проекта Волгодонского канала», возглавлявшееся инженером из Франции Леоном Дрю и крупным предпринимателем, в то время председателем Ростовского Комитета торговли и мануфактур Петром Романовичем Максимовым... В начале 1885 года Ростовская городская дума ходатайствовала перед правительством «о признании соединения рек Волги и Дона делом государственной важности». Первый вариант проекта канала был представлен Леоном Дрю в 1887 году. Интересно, что сегодня имя Леона Дрю мало кому известно. А вот другое - Александра Гюстава Эйфеля - знает практически каждый человек на планете - как автора удивительного инженерного творения - Эйфелевой башни в Париже. Между тем, у Волго-Дона и Эйфелевой башни есть маленькая, но интересная, объединяющая их деталь. Инженер Эйфель, друживший с Леоном Дрю, был привлечен к проектированию канала в далекой от Парижа степи между Волгой и Доном. И Эйфель, уже занятый в те годы работой по созданию своего самого знаменитого творения (башня была построена в 1889 году, к Всемирной выставке в Париже), дал, тем не менее, согласие на участие в работах. Будь этот проект принят - как знать, может быть, сегодня мы называли бы Волго-Донской канал Эйфелевым...
Интересно, что в 1906 году французы еще раз попытались вступить в концессию на строительство Волго-Донского канала, разговоры о необходимости постройки которого вновь возобновились в начале XX века. Проект был представлен близкими к царскому двору камергером П. Лыжиным и князем Н. Щер- батовым. Оба они были уполномоченными влиятельных французских банков. Правительство, однако, не поддержало этого предложения, так как его осуществление потребовало бы получения дополнительных значительных займов из Франции, а у России тогда и так уже было много долгов, расплачиваться по которым приходилось с большими процентами.
Источник: Чалых, А. Волго-Дон и Эйфелева башня [Текст] / А.Чалых // Веч. Волгодонск. – 2007. – 8 сент. – С. 2
Полный текст…(ссылка) http://sarkel.ru/istoriya/istoriya_kazachestva/varianty_soedineniya_volgi_i_dona">
…А началось все в 1949 г., когда между Волгой и Доном развернулось грандиозное строительство канала, соединившего в одну водную артерию две великие русские реки. В апреле 1950 г. был заложен поселок эксплуатационников, которому суждено было вскоре стать городом Волгодонском.
Своим рождением город обязан первой послевоенной стройке коммунизма – сооружению Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина.
С 1949 по 1952 год развернулось строительство Волго-Донского канала и его основного сооружения – Цимлянского гидроузла.
21 сентября 1951 года было перекрыто русло Дона, и началось заполнение искусственного моря.
31 мая 1952 года осуществилась вековая мечта русского народа – соединение Волги с Доном.
27 июля 1952 судоходный канал был торжественно открыт, ему было присвоено имя В. И. Ленина….
Предварительная инженерно-геологическая разведка была проведена восьмой экспедицией «Гидропроекта» летом 1949 года. Вся территория, отводившаяся под поселок, была свободна от застроек и принадлежала колхозам имени 26 бакинских комиссаров и имени Черникова Романов ского района, а затем правительством была передана для строительства Цимлянского гидроузла.
Генеральный план и детальный проект планировки поселка подписали начальник и главный инженер «Гидропроекта» Жук, начальник бюро гражданских и промышленных сооружений Марсов, главный архитектор Волго-Донского водного пути Якубов, главный инженер проекта Перегудов в городе Саратове в 1950 году.
16 марта 1947 года вышло Постановление Совета Министров СССР о начале проектно-изыскательских работ по Волго-Донскому водному пути. А почти через год Сталин подписал Постановление о строительстве Волго-Донского водного пути. Зона строительства канала и других гидротехнических объектов охватила территории от Красноармейска (сейчас район Волгограда) до Большой Орловки (Ростовская область). Под затопление пошло 149 хуторов и казачьих станиц. К. И. Смирнов, руководитель рабочей группы проектирования строительства Цимлянского гидроузла института «Гидропроект», писал: «В жаркий полдень 1948 года на малом кургане над Доном стояла группа инженеров с академиком Сергеем Яковлевичем Жуком во главе. Стояла и смотрела на выбранный створ гидроузла и определяла новое место для станицы Цимлянской».
…Радио, газеты, заезжие лекторы говорили о торжестве человека над природой, о перспективах, которые откроются перед жителями здешних мест, о новых растениях, что зацветут на орошённой земле, всплывали пугающие слова: «зона затопления», «переноска берегов», «эвакуация»...
И вот новость: срочное переселение. Завтра же начнётся опись построек. Леса и сады на берегах и островах - рубить. Весной сдать государству «чистое дно».
Ростовский «Облархпроект» по заданию облисполкома откомандировал группы геодезистов, геологов, гидрологов, проектировщиков, санврачей, которые планировали улицы новых посёлков у берегов нового моря. В состав комиссий входили и местные жители, которых рекомендовали в сельских советах и правлениях колхозов.
…Станица Красный Яр также попала в зону затопления. Вначале станичникам предложили переселяться в хутор Ясырев Романовского (ныне Волгодонского) района. Но им не понравилось это место: далеко от Дона. На общем собрании жителей решили переселиться в хутор Мокро-Солёный, но потом передумали и выбрали новое место жительства в хуторе Добровольском Романовского района. По словам И. И. Шеремета, до конца жители Красного Яра не верили, что все станицы и хутора будут переселены, что Дон будет перегорожен плотиной и образуется водохранилище, что вода поднимется до 20 метров. Они говорили, что у «большевиков в носу сыро, чтобы остановить Дон». Но переселяться пришлось. Переселение проводилось в сентябре-октябре 1949 года. Первым получил акт о переселении И. Ф. Предков. Его дом и сейчас служит правда, новым хозяевам. Чтобы перевезти дом с пожитками, надо нанимать машину или другую технику. «Рейс от Красного Яра до Добровольского стоил 100 рублей, но техники не хватало, а холода подгоняли станичников, и многие платили по 200 и даже по 400 рублей. До переселения в станице было 223 дома, в том числе здание сельского совета, противочумный пункт, «Заготзерно», молокозавод, здравпункт, почта, ветлечебница, магазин и другие. В хутор Добровольский перевезены 137 собственных домовладений. 71 семья переселилась в Романовскую, в Цимлянск, Зимовники, Солёновскую и даже в Ростов. Здание школы увезено в хутор Семёнкин. Некоторые дома были проданы», - продолжает Шеремет. Он же записал рассказ своей землячки, Марфы Николаевны Сулацковой: «Когда в 1949 году началось переселение, у меня уже было двое детей. Мы с мужем Владимиром Иосифовичем перевозились на «Шкоде» - очень длинная машина. Нас перевезли и показали место. Там было совершенно пусто, только вбит колышек и написана наша фамилия. Мы на скорую руку сделали сарай из звеньев плетёной лозы, обмазали их глиной и так в нём жили, пока не сделали дом».
Когда переселение людей из Красного Яра было завершено, начали перезахоронение кладбища и братской могилы. Это было уже в 1951 году.
В докладной записке заведующего областным переселенческим отделом И. Пластуна от 20 мая 1951 года читаем: «Переселившиеся граждане из зоны Цимлянского водохранилища на новом месте в весенний и осенний период проводили посадку фруктовых и декоративных деревьев во дворах, озеленяли улицы, в 19 населённых пунктах начали закладку парков. Всего за прошедший год посажено ... 17 тысяч штук фруктовых и декоративных деревьев. ...Переселившиеся колхозы Цимлянского района заложили 90,8 га виноградников».
Худяковы отмечают, что, несмотря на близость лагерей, ни воровства, ни убийств не было. А некоторые бараки, где жили заключённые, до сих пор сохранились. Там сейчас располагаются склады Цимлянской ковровой фабрики. А в это же время «морская чаша» приводилась в санитарно-гигиеническое состояние. С шестисотки- лометровой линии волнобоя спешно вывозились скотомогильники и людские кладбища. «Стали на колёса» и памятники древности. Развалины хазарского городища Саркел, которые, не будь Волго-Дона, ещё сотни лет лежали бы едва тронутыми, оперативно извлекались со дна. Случалось, из спрессованных временем откосов экскаватор выворачивал двухметровую кость или чёркал, как по камню, по жёлтому огромному позвонку. Иное крошилось ударом неосторожной техники, другое, незамеченное, опять заваливалось песком, чтобы потом уйти под воду…
Переселение Цимлянской проходило сверхскоростным методом. Новое место для станицы выбрали над обрывами близ плотины. Его рассчитывали показывать туристам и заранее за счёт гидроузла отстроили посёлок гидростроителей - с парками, стадионом, театром. Административные здания были украшены барельефами и колоннами, на широких приморских улицах разбросались коттеджи, каждый с балкончиком, верандой и разбитыми во дворах клумбами. Из ротонды, по замыслу архитекторов, Сталин должен был смотреть на рукотворное море (он, по рассказам местных жителей, обещал приехать на открытие Цимлянского гидроузла, да так и не приехал).
…Сухая степь уходила под водяную толщу вместе с норами степных зверьков. Сверху плыли захлебнувшиеся суслики, хомяки, кроты, змеи. Их прибивало к берегам, к плотине, стаи ворон, коршунов и орлов выхватывали добычу. «А мы голыми руками, - вспоминает Владимир Иванович Рожков, - ловим осетров, они пытались, как раньше, пройти в верховья Дона метать икру... Но самое яркое впечатление, когда под воду ушли старые виноградные подвалы, в которых, по легенде, бывал Пётр I, станица Потёмкинская, бывшая Зимовейская, - родина Емельяна Пугачёва. Казаки гутарили о начальстве: «Раз это не пожалели, так чего ж им нас-то жалеть!» На посадку виноградников отправляли всех, от мала до велика. И все с болью вспоминали о тех виноградниках, которые были выкорчеваны или остались на дне моря. Владимир Иванович Рожков рассказал нам о прекрасном сорте «Кумшат» - его выращивали только в наших краях... В книге Н. П. Сивашова «Их истории не будет конца» есть такие сведения: «Прославился наш край ещё и тем, что энциклопедист донского винограда цимлянин Леонид Карлович Гельбрехт при строительстве гидроузла впервые в мировой практике перенёс из зоны затопления всю свою бесценную коллекцию более чем в 500 сортов винограда. На северной окраине перенесённой станицы Цимлянской (ныне город Цимлянск) он основал опорный пункт Всероссийского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия. Этот уникальный опыт по переносу в самые кратчайшие сроки ценных сортов винограда с таких огромных площадей никто больше в мире не повторил».
Старожилы вспоминают и о том, что недалеко от станицы Хорошевской был томатоварочный завод. Томаты заливали в специальные бочки и баржами отправляли в Ростов для дальнейшей переработки. Сырьё производилось в придонской пойме. При сооружении гидроузла завод перенесли в Багаевскую: пойма стала дном моря.
…от Л. В. Пименовой и А. Т. Андрияновой, переселенок из станицы Баклановской и хутора Алдобульского Дубовского района, нам стало известно, что в их посёлках пробурили водоносные скважины, а вода в них оказалась непригодной для питья. И воду жителям приходилось возить в бочке на конной тяге из соседних станиц. Причём эти же очевидцы утверждают, что такое положение было и в других станицах. Жителям приходилось копать бассейны для хранения питьевой воды, предварительно зацементировав их. А между тем раньше, по рассказам старожилов, по балкам было много колодцев с чистой водой, много родников.
В колодцах вода стояла на расстоянии одного метра от поверхности земли, а теперь, на новом месте, - на глубине от 10 метров и глубже, да и для питья она непригодна.
…в станицах и хуторах не было здоровых и сильных мужчин: кто погиб на фронте, кто пришёл израненный. А ведь в большей степени именно в этом кроется причина недостатка плотников, да и вообще рабочих рук...
…27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие Волго-Донского судоходного канала имени Ленина. От Волги до Дона пошли корабли! А на месте 149 хуторов и станиц, на месте заливных лугов, ковыльных степей и лесных массивов раскинулось Цимлянское море.
Источник: Сигачев, В. От Волги до Дона шумят ковыли…[Текст] / В. Сигачев // Дон. временник: краевед. библиотечно-библиогр. журнал. – 2008. – С. 151-154
Полный текст…(ссылка) http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=895
Слава и жертвы Волго-Донского канала. Тайны Волго-Дона
- В 1918-м? Официальной датой строительства канала считается 1948 год.
- В том-то и дело, что известна только официальная история Волго-Дона. И во всех справочниках написано, что работы начались только после войны, а руководил ими известный гидротехник Сергей Жук. Хотя в основу его проекта во многом легли разработки другого выдающегося инженера - Анатолия Аксамитного, имя которого незаслуженно забыто. А ведь именно он в мае 1918-го представил идею соединения Волги и Дона и Совет народных комиссаров принял решение о выделении денег. Только представьте: в стране бушует Гражданская война, а группа инженеров отправляется воплощать в жизнь проект века. На Дону их арестовывают белые, но, узнав, что те работают над самым великим техническим проектом в истории страны, отпускают. Потом в Царицыне группу задерживают красные и демобилизуют «интеллигентов» на фронт. С горем пополам исследовательские работы продолжаются. К началу тридцатых Аксамитный уже был готов приступать к строительству, но тут НКВД начало массово затевать дела о «вредительстве». И двадцать инженеров вместе с Аксамитным оказались в камере. Расследовавшие дело чекисты констатировали, что строительство канала в настоящий момент является вредительством, так как подрывает экономическую базу социализма. Соответствующие документы я нашел в архивах ФСБ - читать их сегодня страшно. Вообще строительство Волго-Донского канала - это иллюстрация всех трагических пово- ротов нашей истории. Вот скажите, кто рыл канал?
- Как значится в справочниках, вернувшиеся с войны коммунисты и комсомольцы - работы назывались ударной стройкой. Добровольцев там было мало. Строительство осуществлялось в основном силами заключенных. Для этого в НКВД специально было создано управление «Волгодонстрой». 120 тысяч зеков под охраной пяти тысяч конвоиров работали день и ночь. Правда, надо все же отметить, что по сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, который описывал Солженицын, у нас все же было менее ужасно, чем там: при строительстве Волго-Дона умерло не более полутора тысяч человек. Немного лучше других чувствовали себя пленные немцы, которых также пригнали рыть канал. Есть воспоминания некоего Эрвина Франца, перед самым концом войны мальчишкой мобилизовавшегося в СС и после пленения оказавшегося на стройке как в лагере всем заправляли уголовники, царила поножовщина, а администрация требовала лишь выполнения производственных норм. Кстати, в восьмидесятые годы постаревший Франц специально приехал в СССР, чтобы пройти по Волго-Дону. Больше всего его тогда поразили покосившиеся хибарки, некогда построенные для «канал армейцев». Бывший военнопленный не верил, что в них до сих пор могут жить люди.
…И сегодня, проходя по каналу; отмечаешь всю грандиозность строительства. Не даром Жак-Ив Кусто, увидев Волго-Дон, назвал его восьмым чудом света. С другой стороны Цимлянское водохранилище привело к потере огромных площадей пехотных земель.
Пришли переселять 1400 хуторов и станиц, которые позже ушли под воду.
- В вашей книге отдельно рассказывается о том, как жили nepecеленцы: «в большинстве населенных пунктов не было питьевой воды, и сельсоветы не строят общественных колодцев: Тоже документы из закрытых архивов?
- Я постарался привести материалы партийных органов, МВД, местных советов, фотохронику, чтоб рассказ о строительстве каналов получился максимально документальным! Для исследователя важен любой факт, тем более pанее неизвестный. Кстати, заодно удалось раскопать, совсем, уж курьезный случай.
Даже в энциклопедии всегда указывалось, что первым по открытому 3 мая 1952 года каналу прошел теплоход «Иосиф Сталин» - даже марка была выпущена в честь этого. На самом деле все не так. «Сталина» действительно готовили в качестве первопроходца, на его борту среди пассажиров находились известные люди. Перед самыми шлюзами писатель Борис Полевой, автор знаменитой «Повести о настоящем человеке» умудрился устроить в каюте пожар. Часть корабля выгорела, огонь с трудом потушили. И вместо «Сталина» по каналу направили теплоход «Cepreй Киров», который, к изумлению толпы, и пришел к пристани. Так что первым на Волго-Доне «вождь народов» не стал…
Источник: Слава и жертвы Волго-Донского канала.
Тайны Волго-Дона [Текст] // Волг. правда. – 2011. – 12 июля. – С. 3
Первый пароход, который прошел через шлюзы, назывался «Сергей Киров». Несколько позднее у нас шлюзовался пароход «Победа», на котором экскурсию по Волго-Донскому каналу совершала дочь Сталина Светлана со своим мужем. С первых же месяцев объем работы на шлюзах был огромный - за одну смену, часов, мы проводили до тридцати шлюзований. В основном это были грузовые суда и самоходные баржи. Много проходило и пассажирских пароходов, ведь людям было интересно посмотреть знаменитый Волго-Донской канал.
Харитонов И. Д., бывший начальник вахты шлюза N 14, старожил города.
Источник: Харитонов, И. Тридцать шлюзований за смену [Текст]/
И. Харитонов // Веч. Волгодонск. – 1998. – 1 апр. – С. 2
Где правда, где вымысел? Шесть вопросов ветерану сооружения Волго-Дона, почетному гражданину города Георгию Шпаченко.
- Действительно ли эта стройка была первой комсомольской?
- Строительство Цимлянского гидроузла, хотя и называлось «Первой стройкой коммунизма», конечно же, не было первой комсомольской стройкой, как некоторые пишут. И гидросооружения, и город до переулка Донского возводило МВД. В «пик» строительства здесь было 70 тысяч заключенных и 30 тысяч вольнонаемных, в том числе 3,5 тысячи комсомольцев — это в основном солдаты охраны, а также механизаторы, водители... В Цимлянске живет В. Бодаев - бывший заместитель начальника политотдела по комсомолу, а в Волгодонске - Г. Аджигитов, бывший секретарь управленческой комсомольской организации. Здравствует В. Храмов, награжденный Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.
- Кто же был среди заключенных?
- Заключенные на строительстве были в основном осуждены за политическую агитацию против Советской власти и за хищение социалистической собственности.
Многим почему-то не верится, что заключенные работали с большим энтузиазмом. Но это было именно так. Трудовое соревнование было настоящим, не для галочки. Стимулом служил зачет срока. Если заключенный выполнял норму на 125 процентов и больше, ему каждый день пребывания засчитывался за три дня. А так как у большинства срок был 10 лет, то после окончания строительства Цимлянского гидроузла заканчивался и срок заключения. Многим донской край настолько понравился, что они остались в Волгодонске.
- Некоторые стараются сейчас доказать, что плотина и начало нашего города построены на костях заключенных...
- Это неверно. Прежде всего, хочу сказать о взаимоотношениях вольнонаемных и заключенных. Они были доброжелательными. Из вольнонаемных за все время строительства не был убит ни один человек.
- Были ли умышленные убийства среди заключенных?
- Да, были, но мизерное количество. За все годы, с 1949 по 1954, не более полутора десятков.
- Была ли смертность от недоедания, дистрофии?
- Нет и еще раз нет. Заключенных кормили неплохо, автор этих строк не раз, когда не было времени отлучиться, обедал в бригадах и качеством приготовленных блюд был доволен. Заключенные имели возможность в лагере в ларьке дополнительно (по безналичному расчету) купить колбасу, масло, сахар, хлеб и т. д. У каждого на счету было достаточно денег.
А естественная смертность в процентном отношении была такая же, как у вольнонаемных.
Конечно, жилищные условия заключенных были не из хороших - полуземляные двухъярусные бараки, и содержались они не всегда в чистоте. Клубы в зоне были плохо оборудованы.
- Нужно ли было строить Цимлянскую ГЭС и судоходный канал?
- Тот, кому сейчас за шестьдесят и он жил в этих местах, скажет: «Безусловно, надо!» То, что было и что теперь стало, отличается, как земля от неба. И я думаю, что затраты на эти сооружения давно возвращены государству с лихвой. Конечно, поймы Дона жалко. Она приносила много радости живущим непосредственно на реке, но их было не так много. А весь район был не только глубинкой, это был край с вечно выжженными полями.
А сейчас от Волгодонска до Ростова все левобережье покрылось садами, виноградниками, овощными плантациями. Дело другое - как хозяйничать при созданных условиях. Ведь «ворота изобилия», как когда-то называли Волгодонск, обязаны были дать действительное изобилие продуктов питания для человека. Этого пока не наступило, и виноваты не строители, а все мы, здесь живущие.
Источник: Где правда, а где вымысел? Шесть вопросов ветерану сооружения Волго-Дона, почетному гражданину
города Георгию Шпаченко [Текст] // «Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1989. – 2 ноября.
…Говорят, когда Сталин огласил желаемые сроки одной из послевоенных строек, ее начальник воскликнул: «Невозможно!». На что «вождь народов» невозмутимо заметил: «Советский человек может все». Западные аналитики считали, что на восстановление экономики после Второй Мировой войны Союзу потребуется не меньше 20 лет. Мы справились менее чем за 10. Советский человек смог - ценой немыслимых усилий, голода в деревне, во многом - благодаря дармовому труду заключенных Гулага, но прежде всего - из-за своего патриотизма.
Наш город, канал Волга-Дон, Цимлянская ГЭС - все это детища тех лет. С каждым годом все меньше остается людей, которые принимали участие в этих стройках. Павлу Андреевечу Зубкову недавно исполнилось 80. Родился он в маленькой донской станице, во время войны был зенитчиком, дошел до Берлина, Праги и Вены, а в 1949 году начал работать шофером на строительстве Цимлянской ГЭС. Успел потрудиться и в третьем районе, где строилась сама ГЭС, и на шлюзах, и на прокладке канала.
Цимлянская ГЭС тогда была одной из самых масштабных строек в стране - для нее не жалели ни людей, ни машин. Несмотря на дефицит автомобилей, у строителей была самая новая техника - Павел Андреевич одним из первых испытал новинку советского автопрома - пятитонный дизельный МАЗ-205. Поговаривали, что стройкой интересуется сам Сталин. Большой поклонник Петра I, генералиссимус хотел закончить начинание императора - соединить две великие реки: Волгу и Дон. Впрочем, простых работяг культ личности не интересовал.
- Мы не говорили о Сталине, - вспоминает П. А. Зубков, - знали, что он одобрил проект, и все. Работали, прежде всего, за Родину, был патриотизм, была идея. Так же, как и на войне: да, мы все кричали, когда шли в атаку: «За Родину, за Сталина!», время было такое; но воевали-то за Родину, а не за Сталина. Работали действительно на износ - по 12 часов в сутки, а иногда и больше. Ближе к концу строительства между 14 и 15 шлюзами возникли проблемы с выемкой грунта. А это грозило срывом сроков. На объект приехало начальство - главный инженер строительства Разин приказал срочно перемычку убрать. Тогда Павел Зубков предложил решение: объединить бригады водителей, экскаваторщиков и бульдозеристов и расчистить дорогу для лучшей проходимости (пыль на стройке была такая, что быстро ездить было очень тяжело). В результате грузовики на ровных участках гоняли со скоростью до 100 км/ч. При норме в полторы тысячи кубов грунта, водители перевозили за смену до трех тысяч.
Пресса немедленно окрестила такие темпы стахановскими, но, зная правду о Стаханове (норму которого выполняла вся бригада), будет намного справедливей назвать их «зубковскими». Работу завершили на 5 дней раньше срока, вся бригада получила премию, а Павел Зубков как автор идеи стал кавалером ордена Ленина.
Ни для кого уже не секрет, что Цимлянскую ГЭС (как, впрочем, и все объекты того времени) строили и заключенные. Машин не хватало, и ручной труд был двигателем стройки. По словам Павла Андреевича, зеки и свободные сосуществовали вполне мирно…
…Но в большинстве своем работали зэки вовсе не из-под палки. Трудились с энтузиазмом, причем неподдельным, так же, как и вольнонаемные рвались восстанавливать страну. К тому же день на стройке шел за три, а от выработки зависел размер продуктового пайка (так называемая ТУФТА - точный учет эффективности труда). Кто-то получил досрочное освобождение и даже медали за трудовые успехи…
Источник: Куцык, Ю. Из отряда первостроителей [Текст]: [о строительстве Цимлянского гидроузла;
о первостроителе П. А. Зубкове] / Ю. Куцык // Веч. Волгодонск. – 2005. – 23 июля. – С. 3.
…Собственными ушами слышала, как не так уж и давно радио бархатно-холодным голосом диктора говорило: «На стройках социализма труд заключенных не используется». Фраза потянула за собой паутину детских воспоминаний.
...Полынно-солнечное «предместье» Волгодонска. Автобусные остановки и сейчас еще сохраняют поэтику труда «Экскаваторная», чуть дальше - «Бетонный». Так вот, Экскаваторная - три домика дорожного ремонтного ведомства - вокруг степь с кузнечиками, полдень и дамба, за которой море Цимлянское. Вернее, котлован, вырытый подневольными людьми. Но к морю еще надо подниматься, а пока в нескольких метрах от дома детским любопытством найдены два огромных цементных «дзота», врытые в землю - метра три в диаметре и полтора в высоту, вернее - вглубь земли. Или огромными они казались «ввиду малости лет»? Бабушка на вопросы отвечала коротко: «Капусту зэкам солить». А потом как-то повела смотреть карцер. Дом от дамбы отделял цветущий сад. Посреди всех этих ароматов и пенных кружев деревьев, стоял карцер — все остальное было уничтожено и только эта каморка, с торчащей арматурой, не поддавалась ни ударам чугунной «дуры» подъемного крана, ни «естественным процессам». Он и сейчас там стоит - черным остовом тюремного корабля среди белоснежного сада. Впрочем, сад выкорчевали, а землю Лопахины разбили на дачные участки.
И еще дети ужасным шепотом рассказывали друг другу, что в цементе дамбы замурованы люди - когда вырыли море, они стали не нужны. И что все дно моря устлано костями и о кости же плещется...
Начальник милиции
- Скажите, Илья Иванович, правда ли, что дамбы и море на костях стоят? (Теперь, спустя несколько лет после детства, можно об этом спросить). В пятидесятые годы Илья Иванович Мироненко занимал должность начальника Волгодонского городского отдела милиции, сначала в звании майора, потом подполковника.
«Карцеры были только при лагерях для особо опасных рецидивистов, которые и сами не хотели работать и провокациями занимались, и подчиняться не желали. А лагеря тянулись вдоль теперешней дамбы от оросительного канала и до самой Цимлы - это четыре или пять лагерей. И под конвоем работали, и расконвоированные работали, и вольнонаемные строители работали. Все строительство подчинялось райцентру - в Романовской станице. Бесконвойных было больше тридцати тысяч. Политические? Нет, политических не было - только уголовники. Большинство людей работало хорошо и они отмечены даже правительственными наградами - орденом Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Особый отдел был - для выявления антисоветского контингента, шпионов.
Жили, конечно, не сравнить с тем, как сегодня живем. Хибары были турлучные, набивные стены - значит - глина с соломой. И бараки деревянные - из отходов леса. Для начальников управления и руководителей жилье, конечно, было получше. И управление строительством было капитальное. А в Соленом на железной дороге построили деревянную станцию - бутафорскую, вроде игрушечной - для встречи Сталина. Но он так и не приехал, а станцию постепенно разорили. Как говорите - потемкинская? Да нет - «потемкинские деревни», я считаю, не совсем правильное выражение. Это нам так преподнесли. И Потемкин человек с головой был. Но вот прижились - потемкинские, и все тут!
За что сидели? Женщины, в основном, за спекуляцию. Чем спекулировали? Да сейчас бы и не смотрели на такое. А тогда - хлеб, зерно, иголки, штаны, платье - проблема! Тогда все дефицитом было. Много за колоски сидело. Был такой указ от 7 августа о мелких кражах. За мошенничество сидели, да много за что сидели, только 58-й статьи не было. Да что ж вы хотите - если бы тогда люди знали, что их напрасно арестовывают и напрасно расстреливают. Но это все было завуалировано! Ведь даже Барабанова - начальника управления, хотели... Барабанов - человек неглупый, эрудирован во всех отношениях. Деньги он платил хорошие, и заключенные много зарабатывали. Лагерным, конечно, платили меньше, но платили. Ведь даже начальника стройки Барабанова судить хотели, перерасходов было прилично. Но Сталин с учетом того, что построили море быстро и неплохо, простил его. Перерасходы были, но вредительства же не было! Все дело-то в технологии строительства объекта - вот намыть плотины - можно так намыть, что через год - до свиданья города и хаты. Неверную технологию можно было обернуть как вредительство.
- А что на костях строили и в бетон замуровывали - глупость. Было дело - в старом русле Дона делали отвод, баржа стояла там, и случился пожар - человек сорок охранников, живших на барже, погибло...
Другие происшествия были из-за пьянства и разгульностей... А в остальном... Шульженко даже приезжала, хор имени Веревки, а также Козловский Иван Семенович и Рашид Бейбутов - большой певец был...».
Другая встреча - другие воспоминания. «Только, детка, без всяких фамилий, никаких имен, вам не понять того времени», - и из глаз женщины непроизвольно начинают катиться слезы. И сразу тороплюсь: «Хорошо, хорошо, только один вопрос: «Политические строили: Цимлянское море?» «Конечно, я в лагере работала как вольнонаемная - зубным врачом. И очень прекрасно помню одного журналиста. Он сел как политический - не тот анекдот рассказал. И его круга человек был - летчик. До самого Берлина дошел, а позже он с друзьями гулял в ресторане, и у них даже не спор, а просто разговор вышел - кто, мол, войну выиграл и где теперь маршал Жуков празднует? На следующий день летчика забрали. И многих других политических я знала лично».
Другая встреча - другая женщина. Наколка «Мэри» сжата морщинами руки - идет время. Только, сорок лет назад, она была Марусей Еремченко, сейчас - Клименко Мария Максимовна.
Бывшая заключенная
…Строили Цимлу абсолютно все. И политические, и уголовники, и по указу о хищениях колхозного и государственного имущества (58 статья, 59, 147, 123). Меня посадили за неправильное оформление бумаг - как за растрату. Бригадир взял законное, но не расписался. Меня и посадили за то, что он не расписался. И Михайличенко Андрей, секретарь партийной организации колхоза «Светлый путь», к тому же зуб на меня имел...
16 апреля судили, а в мае нас уже в трюм баржи посадили. Темно не было, потому что верхний люк днем открывали, но и не видать ничего, и мы парашу приловчились выносить - пустую, чтобы узнать, где плывем. 16 мая прибыли в Соленый. Как раз, где «Экскаваторная» - мужской и женский лагеря были. В шесть подъем, завтрак, полвосьмого на работу. Делали все: и на вырубку леса ходили и землю рыли. Я была штукатуром второго разряда. Кормили сначала плохо, а после комиссии из Москвы - лучше: борщ давать стали, и кашу и рыба была повседневно. После 33-го и 36-го годов вообще неплохо было.
Зарабатывали мало. Я приспособилась - юбки кроила, деньги давали и за завивку тоже платили. У нас три литовки сидели - у них и научилась литовскую завивку делать - на тряпочки волосы накручиваешь, выкладку сделаешь, красиво получается. Сутки училась.
Почетный строитель
…Когда встретилась с почетным строителем почетным гражданином города Волгодонска Георгием Евдокимовичем Шпаченко, услышала: «Поздно пришли - Иванова уже нет. Шевченко нет - умерли...» Георгий Евдокимович работал старшим прорабом в то известное нам по учебникам и одновременно совершенно не известное время, затем главным инженером строительства правобережной плотины. Его воспоминания выходили в августовском «Доне» в 77-м году «Разбуженная степь». «Скажите, такой ли уж комсомольской стройкой она была?» «Комсомольцев на стройке было немногим больше 3-х тысяч человек, заключенных - 70 тысяч, а вольнонаёмных - 30 тысяч.
Да народ здесь, в основном, скотоводством только и занимался, и питались одним мясом, что такое огурец и как его есть - не знали. Наша семья, например, в неделю съедала килограмм двадцать баранины. Ничего больше не было. Мясо да мука. Мы дали влагу! Вы не представляете себе, как ликовали люди! Стали бахчи появляться, капуста, помидоры, сады. Все левобережье - от Волгодонска до Ростова - как полная корзина фруктов и овощей... Цимлу так и называли - ворота изобилия. Так что гидроузел окупил себя десятки раз. Единственное, что мне жалко, так это лес, который выкорчевали и под воду который ушел. Да, 30 га пропало... Но оживили все! И 27 июля 1952 года - это было торжество и празднично!
Да, Сталинградский, Каховский, Куйбышевский гидроузлы уже вольнонаемные строили, а Цимлянский - политзаключенные. Особенно много среди заключенных было военных: «неверие в нашу армию», «восхваление западной техники», «сдался в плен»... Сидели во множестве за анекдоты. Статьи были строгие, но они, же и навели порядок в государстве. И мы сейчас, критикуя то время, должны критиковать, исходя из условий тогдашней жизни, и помнить, что анархия никогда не была матерью порядка.
Жили нормально - с голоду никто не умирал, дистрофии не было. Не сравнить, как в Великую Отечественную войну - и пухли, и умирали, особенно в стройбатах. И отношения между вольнонаемными и заключенными человеческие были. С конца 51 до 52 года - ни одной насильственной смерти вольнонаемного не было. Один инженер умер - на него доска упала, и двое рабочих утонули.
Когда рассказываешь про энтузиазм строителей моря - почему-то не верят... Об энтузиазме надо знать всю правду. Заключенные работали с огоньком, потому что каждый отработанный день засчитывали за три дня (если норму выполняли на 120 процентов), и день за два (если на 110 процентов). Кому свободы не хочется? А почти все имели срок - десять лет. Получалось так - кончается стройка - кончается срок. Это было хорошим стимулом. И Волгодонск возник как поселение освобождавшихся. Разговоры про голод - брехня. Люди отсюда уезжали с карманами, набитыми деньгами. И на сберкнижки клали. Заключенные могли дополнительно покупать по безналичному расчету масло, колбасу, хлеб, сахар и многое другое.
Да с 47-го карточки отменили! Вот так и построили. А знаете, какая поговорка в ходу была? «Если бы не туфта и аммонал, не был бы построен «Беломорканал». Ваше-то поколение и что такое «туфта» не знает... Точный учет Фиктивности Труда. Аммонал? Аммонал - это взрывчатка.
А сейчас у меня обязательство перед собой - к юбилею Волгодонска написать 52 очерка. В году 52 недели - в неделю по одному очерку. Считаю, что уж кого-кого, а память трех героев увековечить надо. Это Барабанова Василия Гавриловича - начальника строительства, героя романа Ажаева «Далеко от Москвы» - только там он выведен под именем Батманова и не гидроузел строился, а нефтепровод на Дальнем Востоке.
- Это - Жук Сергей Яковлевич - академик, член-корреспондент АН СССР, автор проекта, лауреат Государственной премии.
- Это - Николай Васильевич Разин - главный инженер строительства Цимлянского гидроузла.
Их уже нет в живых, но долги отдавать надо.
Источник: Пилипенко, Г. Цимлянское горе [Текст] / Г. Пилипенко// Комсомолец. – 1990. – 7 марта. – С. 4-5.
25 сгорели заживо, 30 - спаслись. Старожил о «белых пятнах» в истории города Волгодонска.
Не могу быть равнодушным, когда печатаются извращенные факты о строительстве Цимлянского гидроузла. В опубликованной в «Вечерке» статье «Градообразующая скульптура» («ВВ» № 70 от 21.03.2006 г.) - опять попытки опорочить тот период. Автор утверждает, что «рабочие поселки того времени были просто лагеря заключенных». На самом деле были временные поселки Шлюзы и Ново-Соленое, которые со временем были ликвидированы, а их жители переселены в Волгодонск. Проживали в этих поселках вольнонаемные специалисты, которые приехали со всех концов нашей страны. Поселок Ново-Соленое был хорошо благоустроен, он был центром стройки. Никакой лагерной жизни, никакой проволоки не было.
Капитально строился поселок Эксплуатационный, который в 1956 году был преобразован в город Волгодонск.
Лагеря заключенных тоже были, но никакого отношения к «Пятому» они не имеют - у них были совсем другие номера. К сведению автора статьи: название «Пятый» возникло по расположению 5-го строительного района, который занимался строительством дорог. Его контора была расположена на месте нынешней автошколы. Я лично работал в 5-м строительном районе инженером-нормировщиком. По поводу захоронений. На правом берегу Дона располагался батальон стройбата - солдаты строили временный мост через Дон. Местом расположения одного взвода была стоявшая у причала баржа. Ранней весной солдаты спустились на ночлег в трюм по деревянной лестнице. На ней развесили для просушки портянки. Рядом горела печка. Дневальный у печи уснул. Портянки загорелись, от них - лестница. Выбраться солдаты не могли. Я работал тогда в «водной конторе», и наша организация занималась спасением солдат. На катере подвезли аппарат и автогеном вырезали дыру в барже. Спаслось человек 30, 25 - погибли. Их похоронили с большими почестями на городском кладбище. Это случилось весной 1950-го года, никакого «пятого» тогда еще не было. Солдатские могилы сохранились до сих пор.
Неверно и утверждение, будто Цимлянский гидроузел построен на костях заключенных. На стройке заключенным был предоставлен льготный режим. Было много бесконвойных. Заключенные получали высокие зарплаты - на уровне вольнонаемных, при выполнении плана на 151 и более процентов срок им сокращался втрое. Заключенные работали токарями, слесарями, водителями, экскаваторщиками, прорабами, начальниками участков. Многие из них освободились по амнистии и остались в Волгодонске. Многие были награждены орденами. Со многими мне довелось работать.
…Это была, действительно, стройка коммунизма - с множеством рекордов, грандиозными объемами работ, невероятными темпами строительства. Очень многие приехали сюда по путевке комсомола - и я был в их числе, приехал на стройку в 1949 году после демобилизации с флота.
Качурин Алексей, старожил Волгодонска,
участник строительства Цимлянского гидроузла.
Источник: Качурин, А. 25 сгорели заживо, 30 – спаслись [Текст]: [старожил о «белых пятнах»
в истории г. Волгодонска] / А. Качурин // Веч. Волгодонск. – 2006. – 22 апр. – С. 3.
Мы строили город, мы верили в счастье
Нехоженых троп, неизбитых дорог…
…Что город, который мы строили вместе,
Растет, словно песня, и радует всех…
Анна Ковалева
Экспоселок - это значит поселок эксплуатационников. Так, вначале 50-х называлось то место, где ныне стоит Волгодонск. Старожилы рассказывают, что в 1951 году экспоселок представлял из себя строительную площадку, огражденную колючей проволокой. Каждое утро на стройплощадку направлялась колонна заключенных, чьи бараки располагались в районе поселка Шлюзы. Чтобы попасть на стройплощадку вольнонаемным, необходимо было предоставлять дежурным на КПП специальный пропуск. В фондах городского краеведческого музея хранятся воспоминания Ивана Иосифовича Щербака, который на строительстве экспоселка работал машинистом-экскаваторщиком: «Я помню, что котлованы под первые два двухэтажных дома (ныне угол улицы Советской и пер. Пушкина) рыл экскаваторщик орденоносец Иван Трофимович Задорожный... Помню и первого мастера - Виктора Николаевича Кузьмина. А еще я хорошо запомнил Еремея Ефимовича Стешина. Он возглавлял строительство жилого поселка эксплуатационников, поселка Шлюзы, окрестных дорог, порта, лесобазы и заключительной части плотины Цимлянской ГЭС...
Нередко спрашивают, чья бригада положила первые камни и кирпичи в нашем городе. Это знаменитая бригада Луки Никитовича Полякова!».
Источник: Чулкова, Л. Экспоселок [Текст]/ Л. Чулкова// Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4
Строители и будущие жители будущего города в 1951 году жили в основном в поселке Ново-Соленовском. Архивные материалы позволяют воссоздать некоторые детали из жизни гидростроителей того времени.
В распоряжении Ново-Соленовского ЖКО, возглавляемого т. Сабанцевым, находилось 128 домов, их жилая площадь составляла 26119,3 квадратных метра.
План товарооборота Ново-Соленовские предприятия торговли и общественного питания в январе 1951 года выполнили на 122,5 процента, что составило 7 млн.428 рублей, В магазинах продавались дамские чулки трех сортов. Наблюдались случаи нарушения правил торговли, когда в одни руки отпускалось товаров больше положенной нормы. С 1 марта по 1 апреля проходил месячник по очистке территории поселка от загрязнения разными отходами и нечистотами.
Детский сад (им заведует Елисеева) посещают 65 малышей, хотя рассчитан он только на 40. Пребывание ребенка в детском саду обходится в 8 руб.50 коп. В детском саду нет ни одной игрушки - все сожжены во время массового заболевания детей скарлатиной. Многие работницы гидроузла не имеют возможности водить детей в детсад из-за нехватки мест и оставляют их без присмотра. Беспокойство по этому поводу не позволяет им с полной отдачей трудиться на стройке. Поселковый клуб (директор Дружакин) ежемесячно получает не менее девяти кинокартин. План по кинокартинам выполняется на 105 процентов. В клубе работают кружок художественной самодеятельности и драматический. В поселке не редкость выступления столичных артистов. Ново-Соленовская почта (начальник Тимонина), чтобы справиться с все возрастающим потоком писем, посылок, газет, перешла на работу в две смены. Действует банно-прачечный комбинат с пропускной способностью бани в 50 человек в час. В Ново-Соленовской школе (директор Шевченко) постоянно возрастает число учащихся. В мае 1950 года их было 352, в сентябре того же года - 720. Через год, в сентябре 1951 года, их число выросло до 1400. В декабре 1951 года исполком Романовского Совета депутатов трудящихся решил с будущего 1952 года существующую Ново-Соленовскую среднюю школу перевести из здания рабочего поселка Ново-Соленовского в новое здание, расположенное в эксплуатационном поселке.
Публикация подготовлена по материалам Романовского госархива.
Источник: Чулкова, Л. Тесно в бане, тесно в школе [Текст]/
Л. Чулкова// Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4
Александра Ильинична Поташева, работавшая в 50-е годы начальником отдела кадров ВОЭЗа, была свидетельницей того, как первая вода появилась в каменном русле канала.
Вот как она описывает свои впечатления «... сердце до сих пор ходуном ходит! Цветов было море! Я первый раз видела столько живых цветов. Но самое главное - сколько было радости вокруг! Люди шумели, пели, плясали. До сих пор стоит перед глазами, как первая вода идет по каналу, догоняет людей и как бы увеличивающимся языком лижет им пятки. А они смеются, убегают по дну канала...».
А 31 мая 1952 года произошло событие, которое готовили несколько лет, которого ждали строители канала и с ними вся страна - воды Дона соединились с водами Волги. За несколько часов до соединения Волги и Дона толпы людей собрались возле второго шлюза и на берегах канала между первым и вторым шлюзами... А тем временем донская вода стремительно идет к Волге, проходит четвертый, затем третий шлюз.
12 часов 40 минут. Воды Дона подошли к верхним воротам второго шлюза. Шлюз еще закрыт.
И вот в 1 час 35 минут открылись верхние ворота второго шлюза, и в это время была снята перемычка у первого шлюза, сдерживавшая напор волжской воды, рвущейся навстречу донской. Открылись ворота, и воды потекли навстречу друг другу.
«Остается незаполненным лишь небольшое пространство канала, где на откосе любовно начертаны слова: «Слава великому Сталину!». И будто к этим словам рвутся воды, будто сюда стремятся они» - так писала газета «Правда».
А вот как рассказывают об этих минутах очевидцы:
«Когда между водами Дона и Волги осталось всего несколько метров, потоки вдруг остановились, вода перестала прибывать. И тогда мальчишки, а их среди зрителей на берегу были сотни, кинулись к воде и стали пригоршнями носить воду с одной стороны на другую, из потока донского в волжский». «Возле слова «Сталин!», - пишет «Правда», - струи Волги и Дона соединились! Дети провожали эти струи с обоих концов, махая руками: И этот детский возглас был возвещением о великой победе советского народа, о великом свершении».
Встреча Дона и Волги произошла в 12 часов 55 минут в русле канала на середине между первым и вторым шлюзами.
Горит в степи зари огонь.
Свет опускается со склона.
И Волги ласковой ладонь
Притронулась к морщинкам Дона.
Источник: Слились воды Волги и Дона [Текст]:
публикация подготовлена по материалам
газеты «Правда» за 1952 год и «Очеркам по истории ВОЭЗа»,
предоставленным ветераном завода В. Я. Белоненко//
Веч. Волгодонск. – 1998. – 11 апр. – С. 2
Окончание строительства Волго-Дона
Незабываемые дни переживают строители Волго-Дона. Сегодня радио принесло волнующую весть: Совет Министров СССР принял решение об открытии Волго-Донского судоходного канала и присвоении ему имени В. И. Ленина. Волнение и радость царят всюду: на улицах поселков, на шлюзах и насосных станциях, на судах, идущих по каналу.
Колхозники привезли на канал колосья пшеницы и степные цветы с тех обводненных земель, на которых прежде никогда не росли не только хлеба и цветы, но простая трава. Гордостью за свой труд, за свою Родину охвачены люди. В жизни каждого строителя Волго-Дон стал замечательной метой. Люди говорят, как они выросли на стройке, как возмужали, пройдя высшую школу жизни, школу коммунистического строительства. Многие здесь стали коммунистами, стали новаторами, техниками, инженерами. Об этой замечательной школе жизни говорят сегодня строители. А канал в эти дни все более хорошеет, становится краше. И так ладно он вошел в природу, что кажется, уже веками он здесь существует.
Идут суда. Их становится все больше на канале. Уже приходится им строиться в кильватерную колонну.
Недалек торжественный день открытия Волго-Дона. То будет всенародный праздник. К нему начали готовиться. Спустилась ночь на степь. Зеленые и красные огни светофоров отражаются в водах канала, светятся громадные огненные столбы створов. Суда идут своим путем.
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ
СОЮЗА ССР ОТ 10 ИЮЛЯ 1952 г.
1. Открыть Волго-Донской судоходный канал в воскресенье 27 июля с. г., обеспечив с этого дня регулярное движение пассажирских и грузовых судов, а также начать эксплуатацию Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений.
2. Обязать Министерство речного флота обеспечить регулярное движение пассажирских судов по линиям Москва - Ростов и Сталинград - Калач, организовать пригородное сообщение в районах Сталинградского, Ростовского, Цимлянского и Калачевского портов, а также обеспечить в 1952 году перевозку транзитных грузов и пассажиров согласно утвержденному плану.
3. Обеспечить использование электроэнергии Цимлянской гидроэлектростанции в соответствии с ранее принятыми решениями Правительства для нужд орошаемого земледелия и промышленности, а также для электропахоты и комплексной механизации трудоемких работ в животноводстве и других отраслях колхозного и совхозного производства.
4. Присвоить Волго-Донскому судоходному каналу согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР имя В. И. Ленина и именовать его - «Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина».
«Правда» 10 июля 1952 г.
Источник: Величко, В. Радость строителей [Текст]/ В. Величко//
«Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1987. – 23 июля. – С. 4
Фрагмент книги «Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России»
…Официальное открытие канала было назначено на воскресенье, 27 июля. На торжества приехали в Сталинград и к Цимлянскому гидроузлу не только строители канала, но и тысячи рабочих и служащих тех предприятий, которые выполняли заказы великой стройки. Было в их числе и не менее трех тысяч ростовчан, которых доставили к местам торжеств несколько специально сформированных поездов, десятки автобусов и даже 18 самолетов.
Большой водно-спортивный праздник по случаю открытия канала состоялся 27 июля так же и в Ростове. Набережную заполнили десятки тысяч ликующих горожан. В тот же день от причала Ростовского речного вокзала отправился в первый рейс в Москву пароход «А.Н. Радищев», прибыл он в столицу, спустя 12 дней.
А 6 августа в Ростов пришел первый пароход из Москвы - «Советская Республика». 30 июля, с приходом в Ростов парохода «Правда», открылось движение пассажирских судов и на линии Сталинград - Ростов.
Так Волго-Дон начал активно работать с первых же дней. Как было принято, по окончании строительства Волго-Дона лучшие специалисты и рабочие получили государственные награды. Орденами и медалями СССР были награждены 6323 человека. 12 человек, наиболее отличившихся, были удостоены звания Героя Социалистического Труда: главный инженер Главгидроволгодонстроя С. Я. Жук, его заместители Г. А. Руссо и Н. А. Филимонов: начальник строительства Цимлянского гидроузла В. А. Барабанов; начальники строительных районов А. П. Александров, А. А. Щербинин; экскаваторщики И. В. Ермоленко, Е. П. Симак, Д. А. Слепуха, А. П. Усков («начальник» первого шагающего экскаватора); бульдозерист В. И. Елисеев и электросварщик А. А. Улесов.
Источник: Вековая мечта становится явью [Текст] //
Дон-река жизни. Очерк историиводныхпутей и судоходства
на Юге России / Н. Н. Редьков, Г. Л. Беленький,
А. В. Огарев. – Ростов-н/Д, 2005. – С. 238-273.
Более подробно с историей строительства
Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина
вы можете познакомиться в следующих публикациях, электронных ресурсах и изданиях:
1. Величко, В. Радость строителей [Текст] / В. Величко // «Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1987. – 23 июля. – С. 4.
2. Где правда, где вымысел? Шесть вопросов ветерану сооружения Волго-Дона, почетному гражданину города Георгию Шпаченко [Текст] // «Социалистическая индустрия» на Атоммаше. – 1989. – 2 нояб.
3. Качурин, А. 25 сгорели заживо, 30 – спаслись [Текст]: [старожил о «белых пятнах» в истории города Волгодонска] / А. Качурин // Веч. Волгодонск. – 2006. – 22 апр. – С. 3.
4. Книга «Волгодонск. Люди. Факты. События» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://волгодонск-ковчег.рф/volgodonsk_book.php
5. Куцык, Ю. Из отряда первостроителей [Текст]: [о строительстве Цимлянского гидроузла; о первостроителе П. А. Зубкове] / Ю. Куцык // Веч. Волгодонск. – 2005. – 23 июля. – С. 3.
6. Пилипенко, Г. Цимлянское горе [Текст] / Г. Пилипенко// Комсомолец. – 1990. – 7 марта. – С. 4-5.
7. Вековая мечта становится явью [Текст] // Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России / Н. Н. Редьков, Г. Л. Беленький, А. В. Огарев. – Ростов-н/Д: Дон. издат. дом, 2005. – С. 238-273.
8. Саркел.ру - Варианты соединения Волги и Дона [электронный ресурс]. – Режим доступа: ." target="_blank">http://sarkel.ru/istoriya/istoriya_kazachestva/varianty_soedineniya_volgi_i_dona">
9. Свечникова, Е. Великая стройка коммунизма. Волго-Донской канал [Текст] / Е. Свечникова // «Донской Временник» - краевед. библ.-библиогр. журнал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=652
10. Свечникова, Е. Спецконтингент великой стройки: заключенные советских лагерей на строительстве гидротехнических сооружений Волгодонстроя. 1948-1953 гг. [Текст] / Е. Свечникова. – Ростов-н/Д.: Ростиздат, 2009. – 220 с.
11. Сигачев, В. От Волги до Дона шумят ковыли…[Текст] / В. Сигачев // Донской временник: краевед. библ.-библиогр. журнал. – 2008. – С. 151-154.
12. Сигачёв, В. От Волги до Дона шумят ковыли…К 60-летию начала строительства Волго-Донского канала [Текст] / В. Сигачёв [и др.] // «Донской Временник» - краевед. библ.-библиогр. журнал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=895
13. Сидорков, И.. Осуществленная мечта. Немного истории [Текст] / И. Сидорков // Ленинец. – 1971. - 27 июля. – С. 3.
14. Слава и жертвы Волго-Донского канала. Тайны Волго-Дона [Текст] // Волг. правда. – 2011. – 12 июля. – С. 3.
15. Слились воды Волги и Дона [Текст]: публикация подготовлена по материалам газеты «Правда» за 1952 год и «Очеркам по истории ВОЭЗа», предоставленным ветераном завода В. Я. Белоненко // Веч. Волгодонск. – 1998. – 11 апр. – С. 2.
16. Харитонов, И. Тридцать шлюзований за смену [Текст] / И. Харитонов // Веч. Волгодонск. – 1998. – 1 апр. – С. 2.
17. Чалых, А. Волго-Дон и Эйфелева башня [Текст] / А. Чалых // Веч. Волгодонск. – 2007. – 8 сент. – С. 2.
18. С добрым утром, Волгодонск! Пятидесятые годы. [Текст] // Волгодонск. Люди. Факты. События / Л. Чулкова, А. Тихонов. – Волгодонск, 2005. – С. 3-5.
19. Чулкова, Л. Тесно в бане, тесно в школе [Текст] / Л. Чулкова // Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4.
20. Чулкова, Л. Три товарища [Текст] / Л. Чулкова // Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4.
21. Чулкова, Л. Экспоселок [Текст] / Л. Чулкова // Веч. Волгодонск. - 1998. - 19 марта. – С. 4.
Материал подготовила: Нечмилова, Е. С.
Отв. ред.: Федянина, Е. Н.