Версия для незрячих
  1. Коллегам
  2. Проекты
  3. Эколого-краеведческий проект «Моя Красная книжка-малышка»

Эколого-краеведческий проект «Моя Красная книжка-малышка»

  • Авторы проекта: Центральная детская библиотека

Какая притягательность заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края?

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Знать и любить природу своего края без наблюдений, без её изучения, без пристального внимания к ней – невозможно. Поэтому так важно маленьким донцам слышать и пропускать через ум и сердце такие слова как: степь, Дон-батюшка, воля, Дикое поле. Знать, что рядом с человеком в донских степях кипит жизнь животных – больших как зубр и маленьких как емуранчик, ярких как махаон и невзрачных как полоз, пушистых как выхухоль и колючих как ёж.

Чтобы заложить азы экологического сознания дошкольникам коллектив Центральной детской библиотеки г. Волгодонска в 2017 году реализовал эколого-краеведческий проект «Моя Красная книжка-малышка».

Цель проекта: развитие познавательной деятельности у дошкольников в области защиты и охраны фауны Донского края.

Задачи проекта:

  • формирование понимания уникальности и своеобразия природы Донского края;
  • формирование устойчивого интереса к представителям животного мира родного края;
  • знакомство дошкольников с некоторыми экологическими понятиями и терминами;
  • формирование ответственного отношения к окружающей среде как к личностной ценности;
  • приобщение участников проекта к природоохранной деятельности.

Актуальность темы проекта: неосведомлённость дошкольников и ограниченность их представлений в вопросах, касающихся уникальности донской фауны и её видового разнообразия.


Участниками проекта стали воспитанники группы «Морские звездочки» детского сада «Голубые дорожки». Партнерами проекта выступили педагогический коллектив МБДОУ детский сад «Голубые дорожки» и родители дошкольников.

Участники проекта в течение года посетили 9 тематических мероприятий. Занятия были посвящены представителям Донской фауны, занесённым в Красную книгу Ростовской области.


В состав каждого занятия входили обязательные компоненты: познавательный, игровой, творческий (практическая часть).

Познавательный компонент занятия содержал сведения о представителе вида, знакомил участников с кратким описанием вида, с его образом жизни, с особенностями поведения и повадками, а также с причинами сокращения численности вида в естественной среде.

Игровой компонент занятий проекта представлял собой подвижные игры: «Изобрази меня», «Я двигаюсь вот так», «Я самый быстрый». Все действия обыгрывались участниками в образе животного, соответствующего теме занятий.

Творческий компонент – являлся заключительной частью каждого занятия. Под руководством библиотекаря Зинаиды Николаевны Петраковой дети раскрашивали заготовки-шаблоны по теме занятия.

Мероприятия были выстроены таким образом, чтобы по окончании проекта у каждого участника остался мини-альбом Красной книги Ростовской области (альбом представляет собой скоросшиватель с набранными листами-иллюстрациями). Все иллюстрации «Моей Красной книжки-малышки» появлялись в строгом соответствии с пройденными темами в рамках проекта: восемь пройденных тем – восемь иллюстраций редких представителей донской фауны, занесённых в Красную книгу Ростовской области.

Перед запуском проекта с родителями дошкольников была проведена беседа, в ходе которой была озвучена актуальность темы проекта (незнание детьми фауны родного края) и обоснована необходимость в систематических занятиях по изучению донской фауны. Родители познакомились с интерактивным пособием «Жалобная книга Ростовской области» (ЦДБ, 2013 год), с помощью которого было проведено знакомство родителей с проектом.

Реализация проекта началась в феврале 2017 года с организационных мероприятий. В марте на тематическом занятии «О тех, кто бегает» дошколята познакомились с донскими представителями царства животных. Они узнали о парнокопытных млекопитающих степи. Особое внимание было уделено донским мустангам. Ребятам рассказали о диких лошадях, обитающих на острове Водный озера Маныч-Гудило, об их отличительных особенностях и окрасе. На зооразминке дети попытались изобразить как двигаются зубры, прыгают сайгаки и скачут мустанги. В ходе творческого задания малыши раскрашивали заготовки-шаблоны донского мустанга.

В мае состоялось тематическое занятие «О тех, кто летает. Насекомые». Участники проекта совершили путешествие в удивительный мир насекомых и узнали, что количество видов насекомых превышает количество видов всех других животных вместе взятых, ведь насекомые в великом изобилии наполняют наши леса, поля, сады и даже пустыни. Ребятам рассказали, кто такие насекомые и что именно в Ростовской области обитает самая большая бабочка – махаон. После полезной информации пришло время игр, дети с удовольствием приняли участие в физминутке «Насекомые» и игре «Накормим божьих коровок». Под руководством библиотекаря Зинаиды Николаевны Петраковой прошло творческое занятие, в ходе которого малыши раскрашивали заготовки-шаблоны бабочки махаона.

После летних каникул ребята встретились на очередном тематическом занятии. На этот раз дети узнали «О тех, кто плавает». Участникам проекта рассказали о рыбах, обитающих в водоёмах Донского края, показали красочные видеоролики «Реки Ростовской области» и «Речные рыбы». Ребята участвовали в игре «Рыбка-движение» и музыкальной физминутке «Капитан Краб». После подвижных игр под руководством библиотекаря Зинаиды Николаевны Петраковой прошло очередное творческое занятие проекта «Моя Красная книжка-малышка»: юные краеведы раскрашивали заготовки-шаблоны по теме «Рисуем налима». К концу встречи в именных красных книжках-малышках появилась очередная страничка, посвящённая рыбам Ростовской области.

Подошел к концу Год экологии, а вместе с ним завершился и проект «Моя Красная книжка-малышка». Торжественное подведение итогов проекта прошло при участии всех партнеров проекта. В ходе мероприятия ребята вспомнили животных, о которых им рассказывали в течение проекта и ответили на вопросы викторины. В заключение мероприятия каждому участнику проекта вручили его именную «Красную книжку-малышку».

Цель и задачи проекта были выполнены. Дети узнали о многообразии донской фауны, что такое Красная книга и почему необходимо относиться к природе бережно.